скрыть общую навигацию по сайту

Сербиненко Вячеслав Владимирович

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной философии РГГУ, руководитель Общества историков русской философии им. В.В. Зеньковского. Область научных интересов: история русской и мировой философии, философия истории и философия культуры в России.

 

 

Образование:

 

Философский факультет МГУ (1974)

 

Аспирантура Философского факультета МГУ (1979)

 

 

Диссертации:

 

Докторская диссертация  - Метафизика культурно-исторического бытия в русской философии ХIХ века (1995).

 

 

 

Автор более 150 публикаций, в том числе:



Вл.Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.,Наука.1994;

Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия.

 Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. Учебное пособие для высших учебных заведений. –Москва, 1994. – 208 С.

«…В истории русской мысли Вл. Соловьев – одна из самых значительных фигур. Это замечательный мыслитель, чьи оригинальные философские идеи являются важным и неотъемлемым элементом русской и мировой интеллектуальной традиции. Роль философа в отечественной культуре была столь существенна, что, не имея достаточно полного представления о масштабах личности Вл. Соловьева и его творческом наследии, трудно рассчитывать на действительно реалистическое понимание очень и очень многого в нашем, в общем-то, недавнем историческом прошлом»…

 

 

 

Slavophilism // A History of Russian Philosophy. N.Y., 1993;

 

Russian Idea and Prospects for Democracy // Economic and Political Weekly. Bombay. Vol.28. 1993;

 

Русская религиозная метафизика ХХ в. М., 1996;

 Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век)

 Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. –Москва, 1996. –112 Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век) С.

Данная книга, содержащая семь лекций, является фактическим продолжением курса лекций «История русской философии XI-XIX вв.». Это опыт характеристики только некоторых направлений, идей и проблем русской религиозной философии XX в. Основная задача виделась в том, чтобы ввести читателя в круг тех вопросов и идей, которые были действительно важны для творчества рассматриваемых философов (П. Д. Юркевич и В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Д. С. Мережковский, авторы сборника «Вехи», В. Ф. Эрн, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов, Лев Шестов и др.), а также для русской религиозной мысли в целом.  

 

 

Сербиненко В.В. История русской философии XI – XIX вв.: Курс лекций. –2-е изд., испр. и доп. – Москва, 1996. – 144 С.

 Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век)

Сербиненко В.В. История русской философии XIXIX вв.: Курс лекций. –2-е изд., испр. и доп. – Москва, 1996. – 144 С.

В курсе лекций рассматриваются религиозно-философская мысль в средневековой Руси (XI-XVII), развитие философии в послепетровской России (XVIII в.), философия, культурология и общественно-политические воззрения славянофилов, идеи российского западничества, позитивизм и материализм в России (1860-1870), философия российского консерватизма (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), философия всеединства В. С. Соловьева.

 

 

Hegel und die russische religiose Metaphysik // Die Folgen des Hegelianismus. Hannover, 1998;

 Die Folgen des Hegelianismus. Hannover, 1998  

Serbinenko W.W. Hegel und russische religiöse Metaphysik //Die Folgen des Hegelianismus: Philosophie und Politik im Abschied von der Moderne /hrsg. Von Peter Koslowski. – München, 1989. – S.163 – 172.

«Der russische Hegelianismus ist ein besonderes und sehr breites Thema in der Geschichte der Philosophie. Die Hegelschen Ideen beeinflußten das russische Denken auf verschiedene Weise: sowohl oberflächlich ideologisch als auch tief philosophisch. Es scheint dabei paradox zu sein, daß gerade die oberflächlich ideologische Auffassung der Hegelschen Ideen eine ernsthafte Rolle im Schickal Rußland spielte. Die russischen Radikalen suchten bei Hegel Grundlagen für ihr eigenes Weltbild…»

 

 

The Russian Idea: Metaphysics, Ideology and History // Social Identities in Revolutionary Russia. Palgrave, N.Y. 2001;

 

Зеньковский В.В. История русской философии // Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. –Москва, 2001. – 880 С.  

История русской философии

 Зеньковский В.В. История русской философии /Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. –Москва, 2001. – 880 С.

«…Основой для книги “История русской философии” послужил курс лекций, который В. Зеньковский читал в Богословском институте. Надо сказать, что и по сей день этот труд является наиболее фундаментальным в ряду такого рода исследований… Читая “Историю русской философии” В. Зеньковского, мы вступаем в удивительно сложный и многообразный мир русской мысли, убеждаемся в том, насколько интеллектуально насыщенной и философичной была сама отечественная культурная традиция…»

Текст печатается по единственному прижизненному изданию: Зеньковский В. В. История русской философии. – Т. 1–2. –Париж, YMCA-PRESS, 1948–1950. В примечаниях поясняются прежде всего философские и иные термины, существенные для понимания рассматриваемых в тексте историко-философских проблем. При характеристике персоналий внимание обращалось на недостаточно известные имена, упоминающиеся в книге без комментариев.

 

Serbinenko V.V. The Russian Idea: Metaphysics, Ideology and History //Social Identities in Revolutionary Russia /Ed. By Madhavan K. Palat. – Palgrave Publishers, 2001. –P.1-17.

 The Russian Idea: Metaphysics, Ideology and History

Serbinenko V.V. The Russian Idea: Metaphysics, Ideology and History //Social Identities in Revolutionary Russia /Ed. By Madhavan K. Palat. – Palgrave Publishers, 2001. –P.1-17.

«…The very concept of the ‘Russian idea’ and its interpretations emerged and were formulated during the nineteenth century in Russia in the contex of just such a Russian and religious metaphysics. The metaphysical level of the notion of the ‘Russian idea’, which we encounter among so many major Russian thinkers of the nineteenth and then the twentieth centuries, must not be confused with sundry attempts at elaborating a national ideology…»

 

Вл.С.Соловьев. М.,2001;

 Сербиненко В.В. Вл. С. Соловьев

  Сербиненко В.В. Вл. С. Соловьев. –Москва, 2000. -240 С.

Книга посвящена жизни и творчеству крупнейшего русского религиозного философа XIX в. Владимира Сергеевича Соловьева. В книге рассказывается о духовных исканиях мыслителя, о понимании им исторической роли России, об отношениях Соловьева с деятелями русской культуры.

 

 

Н.Бердяев и софиология // Историко-философский ежегодник. М., 2003;

 

Философская эсхатология Вл.Соловьева // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С.Соловьева. СПб., 2003;

 

О глобалистских и антиглобалистских интенциях в истории русской мысли // Глобализация и мультикультурализм. М., РУДН, 2004;

 

О восточной теме в русской философии // Историко-философский ежегодник, М., 2004;

 

Философская психология В.В.Зеньковского: спор с З.Фрейдом // Философские науки 7, 2005;

 

Русская философия. Курс лекций. М., 2005 (2-е изд.-2006).

Русская философия. Курс лекций. М., 2005

Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. –Москва, 2005. – 464 С.

Рекомендовано Научно-методическим советом Министерства образования Российской Федерации по философии в качестве учебного пособия по дисциплине «Философия» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по нефилософским специальностям и направлениям подготовки.

В курсе лекций рассматриваются важнейшие этапы развития русской философской мысли: религиозно-философская традиция Древней Руси, период становления светской философии (XVIII век) и основные направления отечественной философии XIXXX вв. Построение курса обусловлено внутренней логикой историко-философского процесса в России и значимым для отечественной философской традиции культурно-историческим контекстом.

Основу книги составили лекции по истории русской философии, которые автор на протяжении последних десяти лет читал в Российском государственном гуманитарном университете и в других гуманитарных вузах, столичных и провинциальных. В книгу включены также аналитические работы автора, посвященные существенным и проблемным аспектам истории русской философии XIX-XX вв., уточняющие и углубляющие авторскую историко-философскую концепцию. Лекционный курс дополняет энциклопедический справочник, в котором представлены философские портреты отечественных мыслителей.

«…Единство и целостность русской философской культуры утверждались в развитии, которое и возможно только как процесс живой и противоречивый. Но, никоим образом не сглаживая искусственно этих противоречий, необходимо видеть то, что определило неразрывную внутреннюю связь “русской идеи” на всех этапах ее исторической судьбы. Мы вправе сказать, что на протяжении своей многовековой истории отечественная философия всегда решала задачу, которая, по утверждению Соловьева, является “историческим делом” всякой подлинной философии: она стремилась “освободить личность от внешнего насилия и дать ей внутреннее содержание”. И, может быть, одним из самых значительных результатов философского творчества многих поколений русских мыслителей стал столь характерный для национальной культурной традиции духовный реализм, соединивший способность к глубочайшему постижению всей трагичности человеческого бытия в мире и в истории с верой в высшее значение личности, народа, общества…»

 

 

История развития русской философской мысли // История мировой философии. М., 2006.

 

Russian Philosophy in 20th Century // Russian Civilization. New Delhi. 2007;

 

Вл.Соловьев: оправдание философии // Соловьевские исследования. 2008.

 

Социокультурное время в опыте русской метафизики // Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии. Ставрополь. 2010.

Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии.

Сербиненко В.В. Социокультурное время в опыте русской метафизики //Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии: монография /Баранов С.Т. [и др.]. –Ставрополь, 2010. –С.52 – 111.

 

Сербиненко В.В. Русская идея и перспективы демократии // Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии: монография /Баранов С.Т. [и др.]. –Ставрополь, 2010. –С.294 – 316.